Обои по-прежнему в дефиците?

Откуда «первичный капитал»? К середине 80-х в нашей большой и тогда советской стране окончательно было принято решение о развитии отечественной обойной промышленности. Реализация, как обычно, заставила себя ждать не дольше 10 лет...

В 1989-1990 годах в ФРГ закупили 16 машин для флексографической печати обоев и 11 машин глубокой печати (заметим, что способ глубокой печати более прогрессивный). Четыре машины глубокой печати установили на Московской обойной фабрике, четыре - на Корюковской фабрике технических бумаг, две - в Сыктывкаре. Специалисты склонны считать именно этот момент началом формирования настоящего отечественного рынка обоев.

Обои по-прежнему в дефиците?Обои по-прежнему в дефиците?


Начало обойного бума в торговле приходится на 1990/91 годы в то же время начала продаваться. В больших количествах стали появляться в продаже импортные обои, да и российские производители уже вышли на свои производственные мощности. В то же самое время (в 1991/92 годах) за рулонами в государственных магазинах отстаивали длиннейшие очереди. Это был не советский дефицит, это был постсоветский бизнес в условиях «шоковой терапии».

Как и все товары вообще, обои продавались по «карточкам покупателя», разметались «на раз», а потом перепродавались с рук втридорога. В Москве основным полем, на котором разворачивалась борьба конкурентов-подпольщиков в Москве стал район станции метро «Профсоюзная». Он и по сей день сохраняет для продавцов обоев свое стратегическое значение.

По мере формирования рынка интуитивную хаотичность оптовых закупок и производства обоев стал сменять здравый маркетинговый расчет. Здесь в конкуренцию вступили организация бизнеса конкурентов и изобретательность маркетологов. А по этим пунктам отечественные предприятия, всего 2 года назад озаботившиеся реорганизацией производства, вряд ли могут перещеголять своих западных конкурентов. Однако нам всегда что-нибудь да помогает: то МВФ, то холодные зимы, то обвалы рубля.

Какова ситуация на сегодняшний день? До кризиса 17 августа Rasch, например, отправлял в страны СНГ 50% экспортируемой продукции. Падение рубля повлекло сокращение закупок на Западе, и это подкосило многих европейских производителей. Но если в Европе кризис повлек за собой падение производства на 30%, то объемы отечественных обойных производителей с 1998 года выросли на 15-20%.

При этом у нас, по оценке специалистов, спрос пока, хоть и немного, но превышает предложение.

Чем вся эта бухгалтерия обернулась для обыкновенного покупателя? В первую очередь явным расслоением товара по ценовым нишам: теперь розничная цена отечественных обоев -от 30 рублей за рулон, а цена за рулон импортных обоев - от 180 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу. Но разницу почувствовать можно еще и в других составляющих успешной торговли.

ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ

Те обои, которые очень напоминают о качестве жизни при социализме и которые до сих пор можно встретить во вновь построенных квартирах - самые дешевые, напечатаны флексографическим способом. Оттиск получается при прокатывании вала, на выпуклости которого нанесена краска. Такой способ производства обоев не дает возможности нанесения переходов полутонов и легко узнаваем по характерным точечкам, из которых и состоит примитивный рисунок.

Гораздо более прогрессивна глубокая печать. В современной машине глубокой печати последовательно устанавливаются 5-9 валов, каждый из которых имеет свою гравировку и наносит на бумагу один цвет. Совмещение рисунка обеспечивают светодиоды. А полутона достигаются за счет разницы давления печатного вала на формный. Чем глубже растр (выемка) на формном вале, тем более насыщенный цвет получается на бумаге.

Кстати, на заре возникновения обойного производства особенно ценились очень пестрые обои. Число печатных валов у машин тогда доходило до 25-30. Именно в этом фабриканты соревновались между собой и щеголяли перед публикой. А в наше динамичное время покупатель предпочитает более спокойные тона, не раздражающие глаз. Оно и к лучшему.

Ведь один формный вал рассчитан на выпуск 1 млн. погонных метров обоев. Рисунок, даже самый популярный, столько не живет. На старые валы приходится наносить новую гравировку (такие работы в России выполняет Чеховский полиграфический комбинат). А минимальная цена еще «живого», но уже не нужного западным производителям вала - около 1000 долларов. Соответственно и обои получаются не дешевые.

Теперь о технологии создания рисунка. Еще несколько лет назад это делалось вручную. Теперь за рубежом разработаны целые программные комплексы для компьютерной разработки дизайна и нанесения его на формные валы. Вот только среднее отечественное обойное производство, к сожалению, не может пока позволить себе покупку такой программы за 50 тысяч долларов, как и печать обоев на заграничной бумаге высочайшего качества...

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА МАРКЕТИНГА

Формированием пакета предложений, то есть коллекций обойных рисунков, занимаются маркетологи. Именно благодаря им мы имеем то, что имеем.

И все-таки как же происходит отбор - что пойдет в производство, а что нет?

С западными производителями все понятно.

У «них» по два раза в год ведущие выставки, по итогам которых на стыке предложений дизайнерских разработок и заказов оптовиков формируются тенденции нового сезона. Плюс - хорошее информационное обеспечение (что модно и что вообще нового в дизайне).

Крупнейшие производители к выходу каждой сезонной коллекции выпускают альбомы-каталоги, которые непременно попадают во все торговые точки. Обычно солидные производители предлагают как минимум четыре варианта расцветки (артикула) одного дизайна и изучают спрос на них.

Обои по-прежнему в дефиците?Обои по-прежнему в дефиците?


Информация в каталогах, как правило, грамотно систематизирована: каждый стиль или направление представлены отдельно. От этого в голове покупателя или дилера наступает порядок и четкое понимание, чем дизайн прошлого года отличается от теперешнего и какого оттенка ныне самые модные стены на кухне.

Потом в дело вступает статистика, без которой маркетинг не работает. Таким образом, коллекции проходят экспертную оценку, а производитель имеет обратную связь со своими дилерами и покупателями.

У нас каталоги тоже выпускаются, но среднее по объемам производство в гораздо большей степени зависит от привычек дилеров, которые с большой неохотой соглашаются рисковать и закупать обои с новым рисунком, а вдруг не пойдет. Вот и получается, что из года в год в продаже какая-нибудь невообразимая «рыбья чешуйка», «осенние листья» или «хохломские цветочки». Зато и дилеры спокойны, и... бабушки довольны.

В конце концов количество предлагаемых на сезон дизайнов и у отечественных, и у западных производителей примерно одинаково - 200-250. Правда, по мнению отечественных маркетологов, только 10-15% из них имеют устойчивый спрос и не зависят от моды сезона (под «сезоном» понимаются разные промежутки времени: у «них» - круглый год, а у нас - период с апреля по ноябрь).

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБОЕПОТРЕБЛЕНИЯ

Специалисты утверждают, что популярность обоев меняется даже в зависимости от района города. Что же тогда говорить о регионах или странах. Поэтому крупнейшие мировые производители четко разделяют ассортимент, выпускаемый на национальные рынки. Скажем, никому даже в голову не придет продвигать на немецкий рынок шелкографию...

Немецкий стиль отличается своей простотой и чистотой линий и цвета. Сейчас самые популярные стены в Германии - окрашенные водно-дисперсионной краской. Здесь наблюдается нескрываемое влияние идей аскетизма времен Веймарской республики. Но уж если обои, то, пожалуйста, без какого бы то ни было блеска.

Российский потребитель отличается любовью к пестрым, ярким и четким рисункам. Абстракция и размытые контуры у нас не в почете, да и цвета в предпочтении конкретные - красный, синий, зеленый. Отделка желательна какая-нибудь блестящая, «побогаче».

Итальянский и испанский вкус, как ни странно, в чем-то похож на русский. Французские пристрастия тоже считаются близкими к русским, но во Франции сильное влияние на рисунки обоев оказала живопись вообще и импрессионизм в частности. Среднему французу более близка палитра Ван Гога или Матисса, чем купеческие узоры.

Английский стиль - это сюжетные картинки, подчеркивание достатка и солидности, что очень близко русскому купеческому стилю. 4*6 Кстати, вкус российских фабрикантов конца XIX века формировался под влиянием богатого викторианского стиля.

ВЕРНЫМ ПУТЕМ ИДЕМ, ТОВАРИЩИ!

Гнаться за Западом не имеет ни смысла, ни перспективы, - считает руководитель одного из российских обойных производств, - нужно создавать свой имидж, свою моду, свое лицо. Чтобы наши обои были узнаваемы и любой потребитель мог сразу определить - это обои фабрики такой-то. К тому же необходимо воспитывать покупательский вкус, а не слепо идти у него не поводу.

Что ж, позиция прогрессивная. Все, что для этого требуется, - деньги на продвижение марки, а также на внедрение новых технологий и реализацию программ управления потребительским спросом.

Для тех, кто серьезно подумывает о том, чтобы обзавестись новым обойным производством или модернизировать старое, сообщаем:

  1. Полная монополия по производству валов для печатания обоев в странах СНГ принадлежит Гомельской фабрике. Российские производители вынуждены либо покупать, либо «не по-честному» копировать дизайн у западных производителей.

  2. Стоимость изготовления одного вала для нового дизайна (из 6-9 валов, по одному для каждой краски) - 15-40 тыс. марок.

  3. Полный цикл запуска в производство не скопированного, а полностью самостоятельно разработанного дизайна - приблизительно 280 тыс. марок.


СЛОВАРЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

  • Симплекс - однослойные бумажные обои, возможны «гофрированные» (тисненые).

  • Дуплекс - более износостойкие бумажные обои из двух склеенных слоев бумаги, верхний слой обычно с тиснением.

  • Дизайн - структура рисунка обоев.

  • Тиснение в регистр - тиснение с упорядоченным рисунком, повторяющимся с определенным шагом (регистром).

  • Хаотичное тиснение - неупорядоченное тиснение без заданного шага (регистра) повторения.

  • Шелкография - вид тиснения по виниловой основе, создающего эффект блестящей поверхности.


  • ТРАДИЦИОННЫЕ ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ СТИЛИ

    Рококо и барокко - характерны насыщенные цвета, а также богатый рисунок с обилием золотых элементов, большим разнообразием медальонов, цветочных букетов и «завитушек» в орнаменте. Обои с вертикальными полосами насыщенных цветов, перемежающимися золотыми колоннами, - это тоже проявления стиля куртуазной эпохи королей, императоров, придворных интриг и любовных похождений.

    Классический стиль в обойных рисунках выразился в более спокойных красках, выверенности форм, симметричности и торжественности узоров, орнаментов и бордюров. Здесь в рисунках нередко проглядывают элементы античной архитектуры и отделки, особенно в бордюрах. Для стиля модерн характерны витиеватые орнаменты и рисунки с более символическим (то есть формальным, стилизованным) изображением элементов.

    ОБОИ И МОДА-2000

    Последние десятилетия уходящего столетия в развитых странах были ознаменованы странной тенденцией: следовать моде в одежде стало немодно, зато модно уделять внимание тому, как и в каком интерьере живешь. Вечно эстетствующие англичане даже выпустили журнал Wallpaper (дословно - «бумага для стен», а по-нашему - обои). И журнал этот вовсе не о строительстве и ремонте, а о том, что вообще людей в этой жизни окружает, о стиле жизни.

    Причем тут «обои»? Так ведь фон, на котором разворачиваются события жизни, играет далеко не последнюю роль в их содержании, результатах и последствиях. Может, будь ваша спальня не голубой, а розовой, и жена бы не ушла к темпераментному соседу. А если б в детстве у вас была комната, была с ярким и содержательным рисунком, выросли бы вы, к примеру, не маляром, а художником, не хуже Малевича.

    Сегодня модно все! Дизайн интерьера на рубеже XX-XXI веков - это дизайн ретроспективный. Модно все, что когда-либо уже было, от классики до модерна, причем не только строго выдержанные стили, но и эклектика (то есть смешение элементов разных стилей), кич, шутки, цитаты и даже издевки над стилем.

    Основные требования, предъявляемые сегодня к обоям, - их экологичность, а следовательно - минимум синтетических материалов и максимум натуральных.

    В связи с чем в Европе дуплексные и симплексные бумажные обои практически полностью вытеснили своих виниловых собратьев. Если говорить об основных европейских тенденциях, то авангардные направления, предлагаемые дизайнерами, таковы.

    «Аскетичная средиземноморская антропософия». В переводе на человеческий язык это означает: «как можно больше простоты, естественности, тепла человеческих рук и пыли веков». Самые модные теперь обои напоминают скверно окрашенные стены бедных рыбацких хижин.

    Признак передовых взглядов в оформительстве - не только обои, имитирующие плохую штукатурку и неравномерную окраску, последний «писк» - это стены с нечеткими, как бы стертыми временем, остатками орнаментов. Например, одна из новинок сезона «в деле» выглядит как «шершавая стена» с выпуклым старинным «потускневшим» рисунком.

    Обои по-прежнему в дефиците?Обои по-прежнему в дефиците?


    Модно вообще любое напоминание о древних цивилизациях,археологических раскопках,исторических памятниках средиземноморского региона. Вся Европа помешана на «Венецианской штукатурке» - имитации неровных мазков маляра-непрофессионала. Пастельные тона таких обоев особенно хороши для спален и гостиных в регионах, где зима длится по 7 месяцев.

    «Крашеные» стены. Модны обои под окраску. Изначально девственно белые, они изготовлены на основе флизелина, имеют шероховатую фактуру и выдерживают до 5 покрасок. Так что от скуки с ними точно не помрешь, чуть что - купил банку краски, и стены не розовые, а зеленые.

    Единственное «но»: бумага такие испытания не выдерживает, поэтому сверху флизелин на таких обоях покрыт, хоть и биологическим, но винилом. А цивилизованные страны вот уж лет 10, как взяли курс на натурально-экологическую безупречность. Поэтому виниловые обои там явно не в фаворе. Поэтому в комнатах у детей благополучных родителей вы их там точно не увидите.

    «Святая простота» (santa simplicita) или новый примитивизм. Особенно модны изображения трудов неугомонных чад - стены, «размалеванные»... обыкновенной шариковой ручкой. О достоверности дизайна свидетельствует то, что неискушенные российские покупатели нередко принимают рисунок на обоях за метки приемщиков ОТК или производственный брак. Очень рекомендуется для детских - художества самых маленьких обитателей квартиры органично впишутся в общую канву дизайна.

    В этой же номинации приветствуются «стертые первобытные наскальные рисунки» и «остатки росписи стен гробниц фараонов», выполненные на теплом натуральном однотонном фоне.

    В моде также имитация старых, потертых, «поношенных» обоев.

    «Авангард». Теперешний авангард в цвете проявляется в обращении к авангарду рубежа XIX-XX веков, а в фактуре - к смешению стилей (эклектике). Если пару лет назад модны были природные тональности (например, коричневый и песочный, салатовый и зеленый), то сейчас популярны кричащие «сумасшедшие» сочетания стиля «Ар деко». Это соседство ярко-синего с солнечно-желтым или оранжевого с зеленым.

    К примеру, разбив стену по высоте на 3 части, можно разделить бордюром с рельефным орнаментом верхнюю желтую и нижнюю синюю часть. Причем желтые обои могут быть с хаотическим тиснением «в пупырышек», а синие - с орнаментальным в регистр или под «венецианскую штукатурку». Можно также верхние 2/3 стены заклеить оранжевыми обоями, а нижнюю 1/3 - вертикальной зеленой полоской. Ведь ничего не запрещается, а главный критерий - хороший вкус.

    Такие неординарные находки хороши для веселых интерьеров гостиных, столовых, кухонь или студий. Нео-классика. Тем покупателям, которые, не взирая ни на какие модные веяния, остаются приверженцами классического стиля, европейские производители тоже предлагают опробовать бордюры со среднеземноморскими мотивами. Но при этом перейти от натурализма в изображении элементов орнамента к их символическому обыгрыванию.

    Вообще классика в рисунке обоев - понятие довольно растяжимое. К классике относится и викторианская основательность английского стиля, и роскошь золоченых канделябров времен Людовика XIV, и имперское богатство красок купеческого стиля. Все это так или иначе обыгрывается в современном дизайне обоев в зависимости от региона, в котором они продаются и вкусов покупателей. Для тех, кто это любит, классические вариации подходят как для гостиных, так и для спален или столовых.

    Кантри. Однотонные стены или обои с неброским рисунком могут быть отделаны бордюром с лошадьми, коровами, цветочками, березками, горшками и кувшинами. В общем, всеми атрибутами деревенской жизни, реалистичное изображение которых доводится до фотографической четкости. Такие обои используются для кухонь и столовых. К тому же этим способом можно оживить детскую ребенка, растущего в нелегких условиях каменных городских джунглей.

    Детская мода. Дизайнеры предлагают два пути отделки комнат для самых маленьких: либо успокаивающие абстрактные орнаменты пастельных оттенков, либо оживляющие яркие рисунки любимых сказочных и мультяшных героев. Тут выбор зависит от темперамента ребенка - «буйным» рисуночки лучше выбирать поспокойнее, а флегматичным меланхоликам, пожалуй, не помешает больше жизни и энергии «Тома и Джери».

    Кич. А к какому еще стилю можно отнести появившиеся в этом году обои с имитацией... «трафаретов» из побелки на окрашенной стене? К примеру, синего такого цветочка на кремовом камне. Стоимость рулона таких обоев переваливает за 200 рублей, и, между прочим, они очень даже пользуются спросом. Одно слово - кич.

    Дата размещения: 6-03-2013, 16:16
    Комментарии:


    Авторизация:


      Какой марки инструменты используете вы?